журнал Московского психологического общества. Основан по инициативе председателя об-ва Н. Я. Грота, издавался в 1889-1918 гг. с периодичностью 4-6 книг в год, всего вышло 142 книги (последняя в 1918). Издателем журнала первоначально был А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность Московского психологического об-ва. Тираж - ок. 1200 экз.
С 1898 г. на обложке «В. ф. и п.» появилась надпись: «При содействии Санкт-Петербургского философского общества», но это содействие было почти номинальным. В 1889-1893 гг. редактором журнала был Грот, в 1894-1895 гг.- Грот и Л. М. Лопатин, в 1896-1897 гг.- Лопатин и В. П. Преображенский. В 1898-1899 гг. на титуле журнала было написано: «Под редакцией В. П. Преображенского, при непосредственном содействии Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина и кн. С. Н. Трубецкого и при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, С. С. Корсакова, А. А. Токарского, Н. А. Умова»; в 1900-1905 гг. журнал выходил «под редакцией кн. С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина, при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, А. А. Токарского, Н. А. Умова». В 1905-1918 гг. журнал редактировал Лопатин.
В программной ст. «О задачах журнала» (1889. № 1. С. XIX) Грот писал, что рус. философия, «философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией. От самой красоты мы ждем «спасения», от истины - также», т. о., журнал имел нравственно-просветительскую и религиозно-философскую направленность. В той же книге помещен «Обзор статей философского содержания в русских духовных журналах за первую половину 1889 г.» иером. Антония (Храповицкого; впосл. митрополит Киевский). В дальнейшем печатались обзоры журналов «Православное обозрение», «Вера и разум».
Благодаря участию в издании таких философов, как Лопатин, Вл. С. Соловьёв, С. Н. Трубецкой и Е. Н. Трубецкой, «В. ф. и п.» стал первым «большим» философским журналом. В своих статьях эти авторы боролись с позитивизмом и материализмом. Лопатин опубликовал ст. «Теоретические основы сознательной нравственной жизни» (1890. Кн. 5) и мн. др., Соловьёв - «Красота в природе» (1889. Кн. 1), «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897. Кн. 38), С. Трубецкой - «О природе человеческого сознания» (1889. Кн. 1; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 6, 7), «Основания идеализма» (1896. Кн. 31-35), «Религиозный идеал евреев» (1898. Кн. 44), Е. Трубецкой - «Философия христианской теократии в V в. Миросозерцание блаженного Августина в его генезисе» (1891. Кн. 9, 10; 1892. Кн. 13, 14), «Смысл жизни (Теодицея)» (1918. Кн. 141/142).
Отношения между философами и психологами экспериментального направления в журнале были напряженными. Философы считали статьи по психологии «обременительным балластом» для издания, и поэтому постепенно в журнале возрастало количество статей религиозно-философского содержания. Печатались профессора духовных академий, в т. ч. ректор МДА архим. Антоний (Храповицкий) («Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души» - 1892. Кн. 12), А. И. Введенский («Фулье и метафизика будущего» - 1891. Кн. 10; 1892. Кн. 11; «О задачах современной философии, в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской» - 1893. Кн. 20), Н. П. Гиляров-Платонов, С. С. Глаголев («Вопрос о бессмертии души» - 1893. Кн. 19, 20), М. И. Каринский, В. О. Ключевский, А. С. Лебедев («Сковорода как богослов» - 1895. Кн. 27), Б. М. Мелиоранский («Философская сторона иконоборчества» - 1907. Кн. 87), И. В. Попов («Идея обожения в древневосточной Церкви» - 1909. Кн. 97; «Учение блаженного Августина о познании» - 1915. Кн. 129, 130, 132/133), П. В. Тихомиров и др.
В нач. ХХ в. публиковались статьи религ. мыслителей, группировавшихся вокруг изд-ва «Путь» (С. А. Алексеев. «В защиту чудесного» - 1903. Кн. 70; 1904. Кн. 71; «О любви к Богу и любви к ближним» - 1907. Кн. 86; Н. А. Бердяев. «Социализм как религия» - 1906. Кн. 85; «Происхождение зла и смысл истории» - 1908. Кн. 94, 95, «Вера и знание» - 1910. Кн. 102; С. Н. Булгаков. «Проблемы философии хозяйства» - 1910. Кн. 104, «Трансцендентальная проблема религии» - 1914. Кн. 124, 125, «Отрицательное богословие» -1915. Кн. 126, 128, «О тварности» - 1915. Кн. 129; «Софийность твари (космодицея)» -1916. Кн. 132, 133, В. Ф. Эрн. «Верховное постижение Платона» -1917. Кн. 137/138).
В журнале печатались мн. др. философы и религ. мыслители: И. А. Ильин («Основное нравственное противоречие войны» - 1914. Кн. 125; «Логика Гегеля и ее религ. смысл»-1916. Кн. 135), Н. О. Лосский («Обоснование мистического эмпиризма» - 1904. Кн. 72-75; 1905. Кн. 77-79; 1906. Кн. 85; «Идея бессмертия души как проблема теории знания» - 1910. Кн. 104), Н. Н. Неплюев («Христианская гармония духа» - 1896. Кн. 32), В. В. Розанов («Цель человеческой жизни» - 1892. Кн. 14-15), Л. Н. Толстой («К вопросу о свободе воли» - 1894. Кн. 21; «Что такое искусство?»- 1898. Кн. 40, 41) и др.
Ряд книг издания посвящен памяти умерших сотрудников: Гроту (1900. Кн. 51), Преображенскому (1900. Кн. 54), Соловьёву (1901. Кн. 56), С. Трубецкому (1906. Кн. 81).